Подвижной состав

Как выглядят и чем различаются пригородные поезда и вагоны метро

Электропоезд, «электрон», «собака» — поезд, состоящий из моторных и прицепных вагонов. Используется на электрофицированных участках с интенсивным пассажиропотоком

Первые электрички появились в России в 1929 году. Электрифицировали линию Москва — Мытищи, пошли по ней электрические трёхвагонные поезда. В начале ХХ века это было удивительно: поезд без паровоза. Без угольного дыма, пара и чавкающего звука в движении. Питались они от электрического контактного провода. За это трёхвагонные чудо-поезда прозвали электричками. Со временем в народе элеткричками стали называть все пригородные поезда — дизеля, местные и рабочие поезда, это стало именем нарицательным. Но всё же верно, электричкой считать моторвагонный электропоезд.Тип поезда на пригородной линии зависит от того, сколько пассажиров требуется перевезти. Электрифицирована ли железная дорога, и каким током: переменным или постоянным. Насколько часто требуется совершать рейсы. И даже от имеющихся в депо вагонов.

  • От 4 до 12 вагонов в составе
  • Кабины управления и туалетные кабины в головном и хвостовом вагонах
  • Моторные вагоны, что с токоприёмниками, перемежаются с прицепными

Серия ЭР (Электропоезд Рижский)
Серийно выпускались Рижским вагоностроительным заводом с 1957 по 1994 год.

ЭР1 — первая модель семейства. Работает на постоянном токе. Строилась для пригородного сообщения Московского и Ленинградского узлов, оборудована под посадку с высоких платформ. Снята с производства в 1962 году. Из-за округлой формы кабины и трапециевидных лобовых окон, в народе эту электричку прозвали «глобусом».

ЭР9П — модификация для работы на переменном токе.

ЭР2 — модернизированная версия ЭР1 с возможностью посадки с низких платформ и более совершенным электрооборудованием. С 1974 года изменена форма кабины с «круглой» на «квадратную», в салонах стали устанавливать полумягкие диваны. Самый массовый электропоезд в СССР.

Серия ЭД (Электропоезд Демиховский)
Серийно выпускаются Демиховским вагоностроительным заводом с 1996 года.

ЭД4М — российский электропоезд постоянного тока на базе отечественного электрооборудования, построенный по схеме хорошо зарекомендовавшего себя электропоезда ЭР22, выпускавшегося в Риге с 1964 года. Широкие входные двери и накопительные тамбуры. На базе ЭД4М формируются экспрессы «Спутник» и «Аэтоэкспресс». Оборудован под посадку как с низких, так и с высоких платформ. Самый распространённый тип электричек на российских железных дорогах.

ЭД9П — модификация для работы на переменном токе.

ЭД4М-500 — электропоезд повышенной комфортности на базе ЭД4М. Используется в региональных перевозках в качестве экспрессов. ЦППК запускает эти электрички по системе «Комфорт плюс» — улучшенный комфорт по цене обычного билета.

ЭП2Д — модернизированный вариант ЭД4М-500: более безопасная кабина машиниста и современное энергосберегающее оборудование.

Серия ЭС (Электропоезд «СИМЕНС»)
Электропоезд из семейства Siemens Desiro немецкого концерна Siemens AG. Локализация производства в России на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме.

ЭС1 «Ласточка» — двухсистемный электропоезд, предназначен для работы как на постоянном, так и на переменном токе. Использовался для пригородных пассажирских перевозок во время Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. После окончания игр часть составов была переведена на другие железные дороги для пригородных перевозок.

ЭС2Г — городская электричка на базе ЭС1.

Фильм «История электрички»

Эволюция электричек от первой электрифицированной пригородной линии Баку – Сабунчи до скоростного электропоезда ЭР200

Кадры из документального фильма «От пара к электричеству». Режиссёр: В. РаковТекст читает: С. Малишевский

Рельсовый автобус на дизельной тяге. Применяется на непопулярных и неэлектрифицированных линиях

  • От 1 до 4 вагонов
  • В головном и хвостовом вагонах установлены дизельные двигатели и кабины управления
  • Рельсовые автобусы могут объединятся в составы по системе многих единиц

Серия РА (Рельсовый Автобус)Серийно выпускаются заводом «Метровагонмаш» с 1997 года.

РА1 — автомотриса, конструктивно унифицирована с метровагоном типа «Яуза». Представляет собой самоходный вагон с двумя кабинами, оснащенный дизельным двигателем и гидравлической передачей. Двигатель расположен под полом вагона. Автомотриса используется для местного сообщения.

РА2 — дизель-поезд, следующая ступень эволюции РА. Изготавливается в 2-4 вагонном составе и предназначен для работы на неэлектрифицированных линиях с интенсивных пассажиропотоком. Курсирует на пригородных и межобластных маршрутах. Основное преимущество для пассажиров в сравнении с РА1 — туалетная кабина в прицепном вагоне.

Локомотив с одним или несколькими вагонами для местного и пригородного сообщения

  • Формируется из общих или сидячих вагонов
  • Количество вагонов зависит от пассажиропотока на маршруте
  • Каждый вагон обслуживается проводником, но иногда они сцепляются рабочим тамбурами друг к другу, и проводник работает на два вагона

Локомотив с общим вагоном, автомотриса, дизель- или электропоезд для ведомственных перевозок

  • Рейс организует ведомство: Железная дорога или Служба пути
  • Ходит по служебному расписанию, которое не вывешивается на вокзалах и станциях
  • Посадка пассажиров по служебным удостоверениям либо не контролируется

Сидячий или общий вагон в составе пассажирского поезда

  • Правила перевозки такие же, как в пассажирском поезде: билет с местом, приобретается заранее, посадка при предъявлении паспорта
  • Остановки на крупных и узловых станциях
  • Альтернатива пригородным поездам при их отмене или отсутствии

Узкоколейный поезд, УЖД, «кукушка» — поезд облегчённого типа, рассчитанный на движение по колее 750 мм

В отдалённых районах, куда на доходят линии широкой колеи, отсутствуют автомобильные, и даже грунтовые дороги — для местного сообщения используют узкоколейку. Это торфовозные, лесовозные и другие промышленные узкоколейки, где грузовое движение прекратилось после банкротства и закрытия предприятий, а пассажирское отменить не могут — прервётся сообщение с отдалёнными посёлками. Пассажиров на узкоколейке перевозят в пассажирский вагонах, прицепленных к локомотиву, в салоне автомотрисы, а иногда и просто в кабине локомотива. На узкоколейке железнодорожные правила не такие строгие, как у ширококолейных коллег. А поезда не разгоняются выше 50 км/ч — дорога валкая, можно и перевернуться. Узкоколейный подвижной состав используют и на Детских железных дорогах (ДЖД) — все они узкоколейные. Но правила сигнализации такие же, как на «взрослых» дорогах широкой колеи. Детские железные дороги работают летом. На них ребята практически отрабатывают знания, полученные в классах за учебный год.

  • Узкоколейки — ведомственные железные дороги, часто автономные
  • Много переделок и модернизаций подвижного состава в мастерских и депо
  • Ширина колеи 750 мм — вдвое уже стандартной железнодорожной колеи

Вагон Pafawag
Узкоколейный вагон польского производства. Выпускался с 1957 по 1960 год и поставлялся на УЖД МПС СССР. В салоне оборудовано 38 сидячих мест в конфигурации 2+1 и одно место проводника. Имеется туалетная кабина с рукомойником. Под вагоном установлен электрогенератор с ременным приводом от колёсной пары. Салон отапливается автономным водогрейным котлом.

Вагон ПВ40 (Пассажирский Вагон на 40 мест)
Цельнометаллический вагон несущего типа, выпускался Демиховским вагоностроительным заводом с 1955 года до конца 1980-х. Отопление печное на дровах или торфяных брикетах. Два тамбура, двойное остекление, электричество для освещения подаётся проводом от локомотива. В железнодорожных мастерских стандартные вагоны переделывали в плацкартные, почтовые, продуктовые и даже VIP-вагоны с мягкими креслами для транспортировки начальства.
Вагон ВП750По мотивам ПВ40, Камбарский машиностроительный завод разработал собственную модель вагона, которую выпускает в настоящее время. Есть даже плацкартная модификация с туалетной кабиной.

ЭСУ2а (Электростанция Самоходная Узкоколейная)
Мотовоз с установленным на валу дизеля мощным электрогенератором. Используется в качестве локомотива в поезде-путеукладчике или пассажирском узкоколейном поезде, уверенно ведёт 2-3 пассажирских вагона. Кабина разделена поперечной перегородкой, имеет пассажирскую часть с отдельными входами и вмещает 10-12 человек — небольшую бригаду. Из-за динномерной кабины обзорность назад с места машиниста плохая. Распространённая доработка ЭСУ — в депо или мастерских срезали заднюю, пассажирскую часть кабины, а на её месте монтировали грузовую площадку с парапетом.

Серия ТУ (Тепловоз Узкоколейный)Серийно выпускаются на машиностроительных заводах СССР и России с 1955 года. Существуют модели магистральных двухкабинных тепловозов, и тепловозов капотной компоновки, удобной при маневрировании и обороте состава.

ТУ2 — магистральный тепловоз с электрической передачей. Производство начато в 1955 году в Калуге. Благодаря удачной конструкции дизель-генератора и внешнему сходству с ширококолейными магистральными тепловозами, распространён на ДЖД.

ТУ10 — магистральный тепловоз с микропроцессорной системой управления. Выпускается на Камбарском машиностроительном заводе (КМЗ) с 2010 года. Конструктивная недоработка — неэффективные тормоза из-за слабых компрессоров. Поступает на ДЖД, на замену отработавшим ресурс ТУ2, ТУ6А и ТУ7А.

ТУ4 — маневрово-вывозной грузо-пассажирский тепловоз капотной компоновки с гидромеханической передачей. Выпускался с 1962 по 1974 год на КМЗ. Благодаря сочетанию мощности дизеля в 250 л.с. и небольшого веса, может работать на разбитых путях и усах-времянках.
ТУ6А — выпускался на КМЗ с 1973 по 1988 год. Капотная компоновка, механическая передача, мощный дизель, простая, неубиваемая конструкция. Самый распространённый тип узкоколейного тепловоза в России.
ТУ7А — универсальный грузо-пассажирский тепловоз капотной компоновки с двухступенчатой гидропередачей. Использовался на промышленных УЖД СССР и шёл на экспорт в страны соцлагеря. Выпускается на КМЗ с 1971 года по настоящее время. Существует ширококолейное исполнение этого тепловоза под маркой ТГМ40.

Метрополитен, «подземка», метро — городской электрический поезд. Передвигается в основном под землёй по тоннелям

Первое в России метро построили в Москве. Сначала открыли участок Сокольники – Парк Культуры. Поезда пошли по нему 15 мая 1935 года — это день рождения московского метро. Трамвай, как основной пассажирский транспорт столицы уже не справлялся с пассажиропотоком растущего города. На линиях возникали извечные трамвайные «пробки» — десятки вагонов, скованные затором, часами не могли разъехаться. Столпотворение из трамвайных вагонов ежедневно возникало на Комсомольской площади, где сходятся несколько трамвайных маршрутов. А суета и сутолока трёх московских вокзалов, Ленинградского, Ярославского и Казанского, ежеминутно поставляют новых пассажиров. Популярный в те годы сатирический журнал «Крокодил» печатал карикатуры о «тяжёлом» труде вагоновожатых, проводящих рабочее время за чтением книг. И вот, наконец — метро. Сокольническая линия метро прошла по наиболее напряжённым участкам трамвайного движения. После тесного, еле ползущего по улицам трамвая, где часто ездили на подножках вагона и сцепках — салон был переполнен, москвичам явилось чудо. Сверкающими эскалаторами, матовыми плафонами, широкими посадочными платформами, восьмивагонными электропоездами, снующими по тоннелям. Станционные залы и вестибюли, отделанные мрамором, мозаиками, с цветными витражами, каждое — настоящее произведение искусства. А главное — никаких «пробок». Фирменный знак московского метро — светящаяся красная «М». Подобно кремлёвским звёздам, только рангом пониже, «М» засветились над каждым вестибюлем метро. При Союзе только города-миллионники могли претендовать на строительство собственного метрополитена. Метро обзавелись и республиканские города, в основном столицы: Баку (Азербайджан), Тбилиси (Грузия), Ереван (Армения), Киев, Харьков и Днепропетровск (Украина), Минск (Беларусь), Ташкент (Узбекистан), Алма-Ата (Казахстан).

  • От 4 до 8 вагонов в составе
  • Кабины управления в головном и хвостовом вагонах
  • Питается от третьего — токоведущего, контактного рельса
  • Ширина колеи 1524 мм, вагонные автосцепки Шарфенберга не совместимы с железнодорожными, габарит вагонов — меньше

Вагон типа «Еж»Спроектирован в 1970 году. В народе получил прозвище «ёжик». Реостатное управление тяговыми двигателями, а это значит, неизбежны толчки при разгоне и торможении. Вентиляция приточно-вытяжная: работает только при движении состава. Рессорное подвешивание частично передаёт едущим в вагоне пассажирам изъяны пути: тряску на стыках и стрелках, мотание при размыве полотна и из-за износа рельс. Этот тип вагонов устарел, но продолжает использоваться на многих линиях метро и хорошо знаком пассажирам. «Номерной» вагонВыпускается с 1977 года. Полное обозначение 81-717/714. Этот тип не получил буквенного обозначения — только цифровой индекс, поэтому для простоты его называют «номера». Это следующий этап эволюции вагона типа «Еж». По сравнению с предыдущей моделью, на этих поездах повышена мощность тяговых двигателей: вагоны быстрее разгоняются. Применены импульсные регуляторы в системе управления двигателями, сделавшие разгон более плавным. Но в целом, это всё тот же «Еж». Вагон типа «Яуза»Начал выпускаться в 1991 году. Вагон принципиально новой конструкции. Применено люминесцентное освещение и принудительная вентиляция салона, рамное подвешивание тяговых двигателей. Кузов изготовлен из нержавеющей стали. Этот вагон родился в непростое время и завоевать место под солнцем ему так и не удалось. После серии испытаний, затянувшихся почти на десять лет, вагоны были поставлены в депо московского метрополитена. Позже, метрополитен отказался закупать вагоны этого типа, предпочтя им более современные «Русичи».

«Яуза» стала прародителем рельсового автобуса РА1. Этот автобус работает на железных дорогах России в пригородных перевозках и местном сообщении — альтернатива пригородному поезду.

Вагон типа «Русич»Серийно выпускается с 2003 года. Вполне современный поезд: гибкие межвагонные переходы, прислонно-сдвижная конструкция дверей, система кондиционирования воздуха, цифровые информационные табло в салоне. Вместо обзорных зеркал-лопухов по бокам кабины, установлены видеокамеры и монитор на пульте машиниста — дань безопасности пассажиров.

Вагон типа «Ока»

Бюджетная альтернатива «Русичу»: кузов «номерного» с современной кабиной и электрооборудованием. Двери прислонно-сдвижного типа. Вагон типа «Москва»Модернизированный вагон типа «Ока» со сквозным проходом по всему поезду. Улучшен дизайн и безопасность кабины, на 15 сантиметров стали шире дверные проёмы. Пневматическое подвешивание вагона и бесшумный ход. Климатический контроль в салоне. И самое заметное для пассажиров — разноцветные лампочки, подсветка ниш и дверей при закрытии, USB-гнёзда для подзарядки смартфона в пути, мультимедийная система под потолком вагона.

«Червяк», монорельс — шестивагонный поезд, передвигается по стальному виадуку, поднятому над улицей на бетонных опорах на высоту 4–6 метров

Единственная в России линия монорельса — в Москве, соединила район ВДНХ со станцией метро «Тимирязевская». Поезд по ней движется со скоростью до 40 км/ч. Из-за низкого пассажиропотока дорога переведена в экскурсионный режим с получасовым интервалом между поездами. Проезд на монорельсе по билету московского метрополитена — стоимость поездки на метро. Время в пути от конечной до конечной — 20 минут. Линия двухпутная, поезда движутся во встречных направлениях.

  • Кабины управления в головном и хвостовом вагонах
  • На конечных станциях оборудованы разворотные круги для оборота состава
  • Вагоны соединены «гармошками», но перехода между вагонами нет

Вагон ЭПС (Электроподвижной Состав) Состав состоит из двух головных и четырёх прицепных вагонов. Каждому поезду присвоен двузначный порядковый номер. Всего изготовлено одиннадцать составов. Производится с 2003 года Московским Институтом Теплотехники (МИТ), специализирующимся на выпуске стратегических ракет.В основе конструкции — поезд Р30 швейцарской фирмы Intamin AG, специализирующейся на выпуске «американских горок» для парков развлечений. Поезд питается от трёхконтактной троллеи, проложенной вдоль монорельса. Движение передаётся обрезиненными роликами, что делает ход поезда бесшумным.