Обитатели электрички

Электричка — это целый мир, со своими обычаями, законами и обитателями. Кто ещё, кроме пассажиров и контролёров, населяет пригородные поезда

Эти люди едут в электричке, но не сидят на лавках, как остальные пассажиры. Они переходят из вагона в вагон, протискиваются сквозь толпу, хлопают тамбурными дверьми, балансируют в межвагонных переходах. Так, кто же они?

По вагонам ходят торговцы, музыканты, попрошайки и даже театральные актёры.

Контролёры — понятно, у них работа такая. «Зайцы» бегут по нужде или убеждению. Но, кроме них, по вагонам ходят торговцы, музыканты, попрошайки и даже театральные актёры. Кому-то они мешают и даже раздражают: не дают вздремнуть, отвлекают от мыслей и разговоров. Для скучающих пассажиров, кочующая по вагонам братия — развлечение.Случается, люди проводят в электричках по двадцать часов в неделю — добираются на работу, домой. В вагонах они спят, завтракают, читают новости, знакомятся, делают покупки. Люди ждут продавцов, спрашивают о новинках, заказывают товары.

С точки зрения продаж, электричка — идеальная торговая площадка.

Покупатели сидят, расслаблены, скучают, никуда не убегут — продавай, что хочешь. Прогоняют редко, только если какой-нибудь скучный продавец затянет долгую речь. Поэтому каждый торговец делает из презентации маленькое представление, чтобы и товар разрекламировать, и пассажирам не докучать. Продают повседневные вещи, что в хозяйстве пригодятся: точилки для ножей, обувной клей, трос для прочистки засоров, фломастеры, мочалки и ещё всяко — разно. Чего только не носят. И всё покупают.

Используют классическую хитрость таксистов, ювелиров и цветочников.

Продавцы знают своего клиента, используют приёмы, помогающие продавать. Напирают на то, что товар сделан в России. Отечественному производителю доверие больше, чем китайцам. Дополнительный аргумент — цена ниже, чем в магазине. Всё равно никто не пойдёт сравнивать. Используют и классическую хитрость таксистов, ювелиров и цветочников: молодая пара мужчина — женщина. Предлагают мужчине приобрести товар для дамы. Чтобы показаться заботливым и щедрым, он охотно покупает. Это высший класс. Без знания поведения людей и опыта здесь не обойтись. Ассортимент товаров хромает. Одно дело хранить запас в кладовке магазина, а совсем другое — таскать на своём горбу по вагонам. Носят то, что продаётся. Опытный торговец возвращается домой с пустой сумкой. Продавцы занимают места в головном вагоне, делятся друг с другом новостями и опытом, сплетничают. На участках, где нет «контры», выходят на торговый маршрут. Ходят, как правило, из головы в хвост. На каждый вагон 2–3 минуты, электричка — полчаса. Пройдя состав, выходят на ближайшей станции, переходят на противоположную платформу. Дожидаются обратную электричку и снова по вагонам. Работают в одних и тех же электричках, как по расписанию. У постоянного продавца — постоянные покупатели. Начинают торговлю, когда электричка отправляется с вокзала и идёт в черте города. Дальше 40 километров редко кто уезжает, разве что продавцы из деревень. Расторговавшись, в город они уже не возвращаются.

Чтобы покупатель узнал торговку, предусмотрен специальный шпионский знак — целлофановый кулёк в руке.

Хитрые продавцы не мотаются по составу, а стоят в тамбурах хвостовых вагонов на вокзалах. Тамбура электричек под отправление считаются нейтральной зоной: перронная охрана в поездах не властвует, а сопровождающая бригада работает только в пути. Несмотря на это, товары продают с большой наценкой. Перед отправлением опаздывающие бегут к поезду и садятся в хвостовой вагон. Тут-то и поджидают торговки с тележками. В сумках горячие пирожки, беляши, пиво, мороженое, минеральная вода — товары в дорогу. Чтобы покупатель узнал торговку, предусмотрен специальный шпионский знак — целлофановый кулёк в руке. В него завёрнут купленный пирожок или беляш.

В обществе продавцов действуют правила хорошего тона.

Прежде всего, не мешать ни железной дороге, ни коллегам. Когда машинист электрички даёт объявление по громкоговорителю, торговец смолкает — «железка» главнее. Контролёры, проверяющие билеты, тоже в приоритете. Торговля начинается после проверки и с согласия «контры». Без этого никак. Если в вагоне очутились два продавца: тот, кто вошёл первым рассказывает о товаре и проходит вагон до конца. Только после этого, второй начинает презентацию. Действует взаимовыручка: об облавах, пикетах, задержках электричек торговцы предупреждают друг с друга при встрече и по телефону.

Продавцы ориентируются на сиюминутные потребности.

Сезонщики — категория продавцов, которые отслеживают тренды. Они ориентируются на сиюминутные потребности. Представьте, за окном вагона ливень, а вы не взяли зонт и думаете, как идти от станции. В мыслях холодная мокрая одежда, прилипающая к телу, хлюпающая обувь. И тут в вагоне появляется продавец зонтов и спасает вас. Метко? Зонты и плащи в дождливую погоду. Тёплые носки и носовые платки с наступлением холодов. Средства от комаров в разгар ягодного сезона. Мандарины и бенгальские огни на Новый год. Если вы об этом не позаботились заранее, не переживайте: выручат сезонщики.

Где ещё узнаешь о достижениях технического прогресса, как не в электричке.

Эксклюзивщики — высшая каста продавцов. Убедить человека купить товар, который ему не нужен — не так то просто. Они продают высокие технологии. Где ещё узнаешь о достижениях технического прогресса, как не в электричке. Светодиодные фонари с подзарядкой от солнца, лазерный строительный уровень, супернаушники со сверхчувствительным микрофоном, универсальная зарядка для мобильных телефонов. Товар не самого лучшего качества подаётся, как особенный. Упор делается на уникальные свойства и цену ниже магазинной. Интересное предложение — глупо отказываться. Продавец уйдёт и возможности приобрести эксклюзив по хорошей цене уже не будет. Берут.

Сейлы называют это эмоциональной продажей.

Демонстрация эксклюзивного товара — это целое представление, разыгранное по сценарию. Такие сценарии на профессиональном сленге называются скрипты продаж.

В вагон вошёл продавец моющей губки. Он рекламировал новейшую российскую разработку — губку, которая отмывает любое загрязнение. Достал маркер, чиркнул по стене, и на панели осталась косая жирная черта. Потёр пальцем — не оттирается. — Теперь смотрите, как работает губка! — воскликнул продавец. — Достаточно просто смочить водой. Речь подошла к кульминации. Почувствовав это, человек десять оставили свои дела и повернулись посмотреть на чудо. Торговец ловко выхватил из наплечной сумки пульверизатор с какой-то жидкостью, пшикнул на губку и провёл по следу маркера. Черта исчезла. Нарисовал ещё, снова смочил губку, провёл — чудо. — Чтобы вы не сомневались, что это вода, а не растворитель или керосин, я сделаю так…Торговец широко раскрыл рот, поднёс к нему поляризатор и несколько раз нажал на рычаг. Почмокал губами. Это произвело впечатление на публику. Кто-то сдержанно зааплодировал. — Ну а теперь, о цене, — продолжал торговец. — В магазинах такая губка стоит от 500 рублей, я же предлагаю её за 300. — Хех, — хмыкнула старушка рядом со мной. — Дорого за губку.

— Точно, керосином прыскает и терпит, — подхватила её соседка. — Вот и запах пошёл. Такие деньги!

Сейлы называют это эмоциональной продажей. Так, продаются автомобили, бытовая техника, страховка, круизы и уникальные товары. А оправдание спонтанной покупки, и как приобретённую вещь использовать, человек додумает сам, после сделки. Наверняка ловили себя на мысли: купил, а зачем — не знаю. Это оно. Защититься от эксклюзивщиков помогает список предстоящих покупок. Правило простое: никаких незапланированных трат.

Вагонная кулинария зависит от географии электрички. В Подмосковье предпочитают пирожки.

Перекус в дальней дороге — это «святое». Пассажиры берут с собой печенье, пряники, бутерброды. Но хочется горячего. И вот, на отдалённой станции в вагон заходит торговка пирожками — деревенская баба с двумя сумками. Вагон наполняется запахом печёного теста и жареного лука. Люди лезут в карманы и рюкзаки за кошельками. — С чем пирожки? Горячие? — интересуется пассажир. — Картошка с луком, рис, капуста. Только испекла. — Давайте по одному каждого… — Здесь нельзя торговать! — кричит на весь вагон железнодорожный охранник. Он подскакивает с места и быстрым шагом направляется к торговке. Баба, подхватив сумки, скрывается в тамбуре. — Эх, — вздыхает старушка, убирая приготовленные пятьдесят рублей. — Не дошла до нас. Хорошие пирожки, вкусные. Она из Ростова, на домашнем масле готовит. Вагонная кулинария зависит от географии электрички. В приморских поездах угощают корейской лапшой, в казанских — татарской самсой, под Ростовом — семечками. В Подмосковье предпочитают пирожки. Сам редко питаюсь в поездах и на вокзалах. А когда всё-таки заглядываюсь на пирожки, ориентируюсь на других пассажиров — постоянных покупателей. Порой, покупают целыми пакетами: в пути пожевать, домой, на работу, коллег угостить. Это хорошие пирожки, проверенные. Тогда беру и я. По рекомендации.

Необязательно сектанты связаны с религией.

В среде профессиональных продавцов есть понятие — сектантская модель продаж. Клиент получает подарок. Бесплатно. Пускай, подарок — безделушка: брошюра, ручка, иконка, значок, флажок — это располагает. Подарок приятен, особенно, если его можно с пользой применить в жизни. Хочется сделать ответный шаг, верно?Продавец дожидается пика радости от подарка. Удивительно, какой эффект может произвести на человека подарок в виде простой почтовой открытки. Дальше следует просьба о пожертвовании. И клиенту как-то неудобно отказывать дарителю. Хоть что-то, да нужно дать.Так, работают религии, секты, благотворительные фонды, сбор подписей в поддержку или против. Всё, что требует вовлеченности человека, его участия. Всегда есть выбор: получив подарок, сделать ответный шаг или ограничиться «спасибо». Никаких обязательств.

Продают молча, а как ещё — они же глухонемые. Сначала торговец проходит по вагону и раскладывает на свободных сиденьях товар: статуэтки, календари, иконки, наушники. Рядом оставляет бумажку с текстом: «Я глухонемой. Предлагаю купить то-то. Полезная вещь. Зарабатываю на жизнь. Цена 100 рублей. Спасибо». Потом возвращается в начало вагона и собирает товар. Кто заинтересовался — готовят деньги. Товар лицом, без уточнений и комментариев.

Пока торговец раскладывает и собирает вещицы обратно, покупатели могут рассмотреть их вблизи, подержать в руках. Продавцы автомобилей называют эту уловку тест-драйвом. Когда вещь в руках — до обладания один шаг: расплатиться. Торгуют в дневных полупустых электричках — сиденья свободны для раскладки. Раньше глухонемые работали по кафе и ресторанам, но официанты стали гонять — перебрались в электрички.

Было время, когда я каждое утро ездил из Бутово в Москву. Подольская электричка, люди едут на работу. Мысли заняты предстоящим днём. Счастливчики, кому повезло занять сидячие места, спят беспокойным сном под вой электродвигателей и перестук колёс. И каждое утро повторялось одно и то же: — Свежий номер газеты «Мо-о-осковский комсомо-о-олец!» — раздавался бойкий возглас из конца вагона. — О Господи! — вздрагивали дремлющие пассажиры. — Опять он. — Кто ещё не купил свежий номер «Комсомольца»? — протискивался сквозь толпу низенький мужичок с газетами на согнутой руке.

Пассажиры его ненавидели: громкий визжащий голос. А главное, появлялся он неожиданно, что заставляло вздрагивать людей даже с крепкими нервами. Таким голосом хорошо извещать о пожаре. Газет у него не покупали. Казалось, читатели «Московского комсомольца» объявили ему бойкот. Но газетный продавец появлялся каждое утро, как по расписанию. Со временем привык к его внезапному появлению в вагоне и когда удавалось прикорнуть у окна, даже не просыпался от крика «комсомольца» — так его прозвали пассажиры.

Кулинарные книги, настенные и церковные календари, газеты, недорогие журналы, сборники кроссвордов — продаются в электричках. Летом ассортимент дополняют издания о даче, самостоятельном строительстве, огородничестве. В конце лета продают руководства по консервации урожая. В канун праздников — сборники кулинарных рецептов. Перед рейсом торговец пролистывает прессу, чтобы консультировать покупателей: если спросят, готов короткий ответ, что в свежем номере.

Есть такая профессия — просить. Давать или не давать — извечная дилемма, вызывающая жаркие споры. У меня есть знакомые, которые считают, что лучше дать, если человек нуждается. А уж играет он или нет — на его совести. Это пассивная позиция. Существует другое мнение.

Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даёшь.

Нужна опытность, чтобы отличить истинно нуждающегося от просящего по любостяжательности.

Для себя выработал такой подход: выслушиваю просьбу до конца, а потом спрашиваю, чем могу помочь кроме денег. В 99 случаях из 100 попрошайка разводит руками: ничем. Нужны деньги, но настоящую потребность он скрывает за придуманной жалостливой историей. Удивительно, когда голодающий отказывается от эклера. Собирающий деньги на билет вдруг передумывает ехать. А человек, потерявший кошелёк, вспоминает, что нужно ещё зайти в магазин. Обман неприятен. Но когда человек открыто заявляет о своей нужде, говорит правду — это располагает. Люди чувствуют, где фальшь, а где честная просьба. Такому просителю подают охотно.

Если случилось горе, немедленно отправляйтесь в общественный транспорт, туда, где люди.

Случается горе, и с этим грузом человек идёт в электричку. Его легко отличить от назойливых попрошаек. Не рыдает, у него нет актёрских слёз и всхлипываний, ведь нельзя же день напролёт плакать по электричкам. Он говорит не поставленным громким голосом, а обыкновенно, как будто рассказывает историю соседу на кухне. Просят о помощи, и люди помогают. Важны не столько деньги, сколько участие, факт заботы и понимания. Это отвлекает от мрачных мыслей. Неоднократно от психологов слышал: если у вас случилось горе, не замыкайтесь, не сидите дома. Немедленно отправляйтесь в общественный транспорт, туда, где люди.

Живая музыка задаёт эмоциональный настрой в вагоне.

Рок, джаз, романсы, частушки, бардовские песни — всевозможные стили и музыкальные направления можно услышать в электричке. Выступают сольные исполнители, дуэты, трио, квартеты и целые ансамбли. Музыканты — самые эмоциональные обитатели электрички. Живая музыка задаёт общее настроение в вагоне: грусть, ностальгия, задор, веселье. Это сплачивает пассажиров. Все слушают одну и ту же мелодию, комментируют, радуются или грустят вместе, делятся впечатлениями. После музыкальной минутки, в вагоне завязываются разговоры незнакомых людей. Музыкальные десантники — отдельная каста. Работают бригадами по 2–3 человека. Мужички за сорок в камуфляже с гитарами, усилителями и суровыми морщинистыми лицами. Война, не война, а жизнь потрепала — это видно.

«Граждане пассажиры, — басит плечистый мужчина в камуфляже. За его спиной маячит крепыш с гитарой. — Не верьте проходимцам в рыболовных комбинезонах, выдающих себя за бравых военных — они обманывают. Мы —настоящие! И сейчас мы для вас споём боевую песню про 6-ю роту…»

Дизайнер провёл в электричке лекцию о направлениях в современном искусстве.

У пассажиров электрички есть шанс стать зрителями или участниками лекций, литературных чтений и даже театральных постановок. Аудитория едет в вагоне. Достаточно войти в него и прочесть стихи или разыграть сценку. Люди любят зрелища. Если представление окажется интересным и всколыхнёт эмоции, его обязательно заснимут на мобильный телефон и выложат в сеть. Дизайнер Антон Мейк провёл в электричке Краснодар — Горячий ключ лекцию о направлениях в современном искусстве: поп-арт, постимпрессионизм и экспрессионизм. Выступление завершилось аукционом репродукций картин. «Звёздная ночь» Ван Гога и «Банан» Энди Уорхола ушли по 50 рублей. А «Чёрный квадрат» Малевича и «Фонтан» не нашли покупателей.

В начале ноября пассажиры подмосковной электрички засняли на видео постановочную битву злого и доброго волшебников: Дамблдора и Волан-де-Морта — персонажей романа «Гарри Поттер». Запись вирусом разлетелась по сети, и её подхватили ведущие СМИ. В течение дня новость продержалась в ТОП Яндекса. Неудивительно — у романа масса поклонников. Общий тираж книг о Гарри Поттере в 325 миллионов экземпляров превысил тираж самой популярной книги — библии.

Вот такой вышел рассказ о героях электричек. Вспомнил не все профессии, а только часто встречающиеся. Некоторые персонажи остались за кадром. Если писать про всех, уж больно солидный труд получится. Намеренно не упоминал о схемах, по которым работают продавцы. Это отдельная история. Может, когда-нибудь напишу об этом. Если вам понравилось, жмите репост — делитесь с друзьями.