Необычные электрички которых больше нет

Мы привыкли к тому, что электрички ходят по расписанию и основная задача поезда — доставить пассажира на станцию назначения. А раньше электрички выполняли спецзадачи и играли особую роль в жизни людей

Длинная, зелёная, колбасой пахнет.

Распределение товаров в СССР было по категориям. Москве всегда назначалась высшая категория. Жители окрестных городов: Рязани, Владимира, Твери, Тулы, субботним утром садились на электричку и отправлялись в Москву за товаром.

Мы живём в очень интересное время — эпоху перемен. Моё поколение застало крушение великой империи, становление новой России. Путешествуя по стране, я часто общаюсь с людьми, которые жили тогда, при Союзе. В их памяти ещё живы воспоминания, как люди жили в те времена, какие были радости и заботы. Они могут порассуждать об изменениях в России, с сожалением или без. Что появилось нового? А что исчезло навсегда, как пережиток? Плановая экономика, централизованное распределение — сейчас таких терминов уже нигде не встретишь. А старшее поколение с ними знакомо не понаслышке. В СССР оптовыми продажами могли заниматься только государственные предприятия. Распределение товаров было централизованное, по категориям. Москве всегда назначалась высшая категория. В златоглавую товары поступали в первую очередь и самого лучшего качества. Первая категория была у столиц союзных республик и Ленинграда. Сюда тоже шли продукты и товары. В остальные города распределяли по принципу: что осталось. Это породило такое явление, как «колбасная электричка». Жители окрестных городов: Рязани, Владимира, Твери, Тулы, субботним утром садились на электричку и отправлялись в Москву за товаром. Доходило до того, что горьковчане везли из Москвы мешки с колбасой производства своего же мясокомбината. Ещё бы: самый дефицитный товар. Брали сырокопчёнку, чтобы по дороге на жаре не испортилась. Запах копчёной колбасы стоял на весь вагон. Из-за этого электрички снабжения прозвали «колбасными». Но везли не только колбасу. Японские плащи, югославские сапоги, джинсы, мясо, промтовары — всё, что попадало в категорию дефицита.

Сейчас жители регионов продолжают регулярно ездить в Москву. Правда, уже не за колбасой, а на работу. Даже сложился такой термин: «маятниковая миграция» — перемещение работников в деловые центры в рабочие дни. А история «колбасных электричек» закончилась с переходом страны на рыночную экономику.

Электричка громыхает.С дачи едет в ней народ.Всё, что там «наотдыхает» -в город осенью везёт.

Массовое увлечение дачничеством началось в эпоху Брежнева в 60-х годах. Добирались до дач в основном на электричках. Поэтому, утренние субботние электрички из города и вечерние воскресные в город называли «дачными».

Дача была классическим атрибутом успеха в СССР. Как получали дачи — отдельная история. Это хорошо показал режиссёр Эльдар Рязанов в фильме «Гараж». Для многих людей в России дача стала культом. Вспыхнувший в наше время бум загородного строительства во многом обязан сложившемуся в советское время стереотипу: если у тебя есть квартира, машина, дача — жизнь удалась. Квартиры давали бесплатно, от предприятий. Автомобиль считался роскошью и был доступен далеко не каждому. А дача… Иностранцы до сих пор не понимают, что значит, «поехать на дачу». Для них загадка, почему россияне живут двойной жизнью: в будние дни — городские жители, по выходным — селяне. Массовое увлечение дачничеством началось в эпоху Брежнева в 60-х годах. Предполагалось, что так, индустриализованное крестьянство сможет проводить досуг в более привычной обстановке: на грядках. Кроме того, советские плановики высчитали, что надел в шесть соток может худо-бедно прокормить семью из четырёх человек. Дачные участки были хорошим подспорьем продовольственной программе. В конце 60-х предприятия стали массово выдавать заветные сотки своим работникам. Правда, земли под дачи выделяли бросовые, что не годились для сельского хозяйства и промышленности: на болотах, торфяниках, в глухих лесах. Новоиспечённые советские дачники возводили на своих участках летние домики, сажали плодовые деревья, копали грядки, консервировали овощи. Добирались до дач в основном на электричках. По выходным в график ставили дополнительные поезда, чтобы увезти всех дачников. В кассе можно было приобрести «сезонку» — сезонный билет выходного дня для поездок на дачу. Утренние субботние электрички из города и вечерние воскресные в город называли «дачными» — большинство их пассажиров составляли дачники и огородники. В конце 80-х годов загородные поездки на электричках стали так популярны, что на Казанском направлении даже попробовали запускать сдвоенные «дачные» электрички по 24 вагона. Длина состава 480 метров. Для этого на «ключевых» остановках пришлось построить платформы увеличенной длины. На промежуточных станциях высадка была из первых двенадцати вагонов: остальные двери не открывались. Половина поезда шла со всеми остановками, другая половина — экспрессом. Идея не пошла: дачники в основном садились и сходили на промежуточных станциях и поэтому занимали первую половину состава. Хвост пустовал. Перейти из одной части поезда в другую было невозможно: мешал сцеп из двух головных вагонов. Удлинять же платформы на всех станциях — хлопотно. И от «длинных» электричек отказались. Со временем, автомобиль стал доступным и многие дачники оценили его удобство. Дачничество неизбежно связано с перевозкой грузов: стройматериалы, рассада, урожай, консервы. Здесь автомобиль вне конкуренции. И «дачные» электрички незаметно исчезли из повседневной жизни горожан. «Сотни ленинградских спортсменов решили провести свой воскресный отдых на заснеженных холмах Кавголова и Токсова — излюбленных местах зимнего спорта. Медленно подходит к перрону поезд. Это не совсем обычный состав. Он введен специально для обслуживания лыжников, отправляющихся за город. Это — экспресс «Лыжная стрела». В составе 11 вагонов, все они хорошо протоплены и освещены. Ровно в 9 часов 22 минуты поезд плавно отходит от перрона Финляндского вокзала и скрывается в утренней дымке».

Газета «Вечерний Ленинград», 11 января 1948 года

В зимнее время необычайной популярностью пользовались организованные поездки лыжников за город. На выходных запускали специальные «лыжные» электрички. С развалом Союза эта традиция была утрачена. Вспомнили о ней только в 2007 году в Санкт-Петербурге, возобновив рейсы «Лыжной стрелы».

Профсоюзные комитеты советских предприятий организовали выезды работников на природу и проводили спорт-массовые мероприятия. В зимнее время необычайной популярностью пользовались организованные поездки лыжников за город. На выходных запускали специальные «лыжные» электрички. Поезд выезжал за черту города и останавливался в живописном месте, в тупике. В вагоне люди могли переодеться и оставить вещи, чтобы отправиться на лыжную прогулку по лесу. Состав сопровождали опытные инструкторы, которые прокладывали лыжню, вели группу, организовывали соревнования. По возвращении, лыжников ждала тёплая электричка, горячий кофе и сухпаёк, который входил в стоимость билета. При желании можно было приобрести лимонад, печенье и шоколад в буфете электрички. С развалом Союза традиция «лыжных» электричек была утрачена. Вспомнили о ней лишь в 2007 году в Санкт-Петербурге. Региональный комитет по физической культуре и спорту возобновил рейсы «Лыжной стрелы». Электричка ходит по выходным в период с января по март. Запущено два направления: с Финляндского вокзала до Орехово и с Московского до Шапки. Проезд в «Лыжной стреле» по бесплатным посадочным талонам, которые выдают в Районных отделениях физической культуры и спорта. В программу поездки входит: проезд на электропоезде до места, инструкторское сопровождение по трассам 5, 10 и 15 километров, спортивно-развлекательные мероприятия. Вечером электричка с лыжниками возвращается в Санкт-Петербург. К сожалению, это единственный известный случай возрождения традиции «лыжных электричек», которые раньше, с наступлением зимы, запускали во многих городах Союза.

Мчится поезд под луной.
Он особенный. Грибной.
Здесь у каждого окошка
Кто-то спит, обняв лукошко.

«Каждую осень, в начале сентября в выходные дни, наше инженерно-конструкторское бюро организует выезды за грибами. Грибной поезд отправляется в субботу в полночь с Павелецкого вокзала. Я со своими двумя девочками, надев теплые куртки, резиновые сапоги, взяв ведра и корзины, в которые положены бутерброды, приезжаю на вокзал. Поезд уже стоит у платформы, и собравшиеся грибники, отыскав своих, ждут, когда откроют двери вагонов. Люди занимают места, стараясь образовать круг по интересам».

«Учительская газета», 9 сентября 2008 года

С наступлением грибного сезона запускали особые электрички, которые отправлялись к самым «урожайным» местам. Последние такие поезда прошли в 2015 году в Башкортостане. На этом практика «грибных» рейсов прекратилась.

Осенью, особенно после дождливого августа, любители «тихой» охоты отправляются в лес за грибами. Вагоны электричек наполняются людьми с корзинами и вёдрами, полными белых, лисичек, подберёзовиков, маслят. До недавнего времени с наступлением грибного сезона запускали особые электрички. Они отправлялись из города к самым «урожайным» местам. Последние такие электрички прошли в 2015 году. Башкирская пригородная пассажирская компания в рамках программы социального туризма организовала «грибные» рейсы из Уфы по направлениям Кандры, Улу-Теляк и Карламан. В этом же году электрички с грибниками сделали по несколько рейсов из Самары и Ульяновска в Инзу. На этом практика «грибных» электричек прекратилась.

Когда так много позади
Всего, в особенности — горя,
Поддержки чьей-нибудь не жди,
Сядь в поезд, высадись у моря.

На период отпускного сезона запускались десятки «курортных» маршрутов для перевозки людей к популярным местам отдыха. Некоторые «курортные» электрички продолжают ходить и по сей день. И даже открываются закрытые ранее маршруты.

Было время, когда с Ярославского вокзала ходила электричка до некогда популярного места отдыха москвичей — посёлка Пирогово. Водохранилище с большим количеством удобных пляжей привлекало горожан в летний сезон. На его берегах обосновались дачные участки, яхт-клубы, лодочные станции. Электричка шла до Мытищ без остановок, потом уходила на боковой ус и, сделав две промежуточные остановки, упиралась в тупик на станции Пирогово. С ростом автомобилизации в стране, всё больше москвичей предпочитало добираться к местам отдыха на машине. С середины 90-х годов «курортная» электричка стремительно лишалась пассажиров. Её состав урезали до четырёх вагонов и электричка стала курсировать лишь между Мытищами и Пирогово, выполняя роль местного сообщения. Железнодорожная ветка пересекала несколько автодорог. Автомобилистам не нравилось подолгу стоять на переездах, пропуская поезд, и в 1997 году маршрут закрыли. Вскоре разобрали и сам путь. Любопытно, что ещё несколько лет после отмены электрички, в пригородной кассе на Ярославском вокзале можно было купить билет до Пирогово: инерционность системы оплаты проезда того времени. При Советском Союзе на период отпускного сезона запускались десятки «курортных» маршрутов для перевозки людей к популярным местам отдыха. С течением времени многие «курортные» электрички отменили. Где-то их заменили более удобные для сезонной работы автобусы. На каких-то курортах поток туристов снизился и маршрут оказался нерентабельным. Но некоторые «курортные» электрички продолжают ходить и по сей день. И даже открываются закрытые ранее маршруты.

В Армении каждый год с начала июля по конец августа запускают электричку Ереван — Шоржа/ Цовагюх, которая курсирует ежедневно кроме среды. «Курортный» поезд доставляет ереванцев и туристов к знаменитому озеру Севан.

В 2015 году после более чем двадцатилетнего перерыва запустили электричку между Адлером и Гагрой. Абхазские железные дороги совместно с РЖД организовали этот маршрут для доставки россиян на абхазские курорты. При пересечении границы на электричке пассажиры существенно экономят время: таможенное оформление проходит в пути. Изначально, курсировал электропоезд, но из-за нестабильного электроснабжения в Абхазии, электричку заменили пригородным поездом на тепловозной тяге. Местные жители по-прежнему называют его электричкой. Примечательно, что этим поездом охотно пользуются абхазцы, чтобы добираться на работу в Адлер. Получился поезд двойного назначения.

«Курортный» маршрут Минеральные воды — Железноводск закрыли в 2008 году. В 2013 году был проведён капитальный ремонт семикилометровой ветки Бештау — Железноводск и маршрут снова открыли. Ветка уникальна в своём роде: крутые подъёмы и захватывающие виды, открывающиеся из окна вагона. Благодаря железнодорожному сообщению, город-курорт стал доступнее и краевые власти планируют привлекать новые потоки туристов.