Квест в метро

В московском метро запустили бесплатную игру. Для участия нужен только смартфон с Wi-Fi. Сыграл, и вот что из этого вышло

Квест — в переводе с английского: задание, поиск. Так, называют игру, в которой участники выполняют придуманное организаторами задание. Игра разворачивается по заранее определённому сценарию. Квесты стали популярны в США в конце 2000-х годов, а в Россию пришли с задержкой в 3 года. Правда, у нас уже было что-то подобное, но по-другому называлось.

ДОСААФ устраивал соревнования по ориентированию на местности.

Ориентирование на местности — наука определения своего местоположения относительно сторон света. Как добраться куда нужно и не заблудится. Ориентирование бывает топографическое: с картой и компасом. А бывает по солнцу, звёздам, деревьям, муравейникам, мху на пнях — по местным признакам. Эту науку преподают в школе на курсе Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В военных академиях изучение принципов ориентирования обязательно. В Советском Союзе существовало Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Региональные комитеты ДОСААФ устраивали соревнования по ориентированию на местности. Задача спортсмена: пройти маршрут, отметится в контрольных точках и первым прийти к финишу. При этом использовать карту, компас и навыки определения своего местоположения по светилам и местным признакам. Проводили соревнования по ночному ориентированию. То же, только в темноте. К реквизиту добавлялся фонарик на батарейках или динамо-фонарь, прозванный «жучком» из-за жужжащего звука. Цель игры была простой и жизненной — привить мужчинам навыки выживания и подготовить к военной службе. В университете на военной кафедре я изучал этот предмет. Назывался он по-научному, топографией. Знаниями пользуюсь до сих пор — пригождается в путешествиях: сориентироваться по карте, выбраться из леса, найти место для палаточной ночёвки. Спасибо майору Майорову, вспоминаю с благодарностью.

С помощью приёмника и карты нужно обнаружить спрятанные на местности радиопередатчики — «лисы».

В 70-х годах прошлого века была популярна спортивная радиопеленгация или «охота на лис». Люди самостоятельно, по схемам из журналов собирали радиоприёмники с направленной антенной. Задача участника: с помощью приёмника и карты обнаружить спрятанные на местности радиопередатчики — «лисы». Чтобы участвовать в игре, нужно было спаять и настроить приёмник, уметь ориентироваться на местности и понимать принцип радиосвязи. Задача усложнилась: помимо навыков выживания требовалось знание техники.

С появлением GPS зародилось ещё одно направление игр — геокешинг. Участнику с помощью GPS навигатора нужно по координатам найти тайники, запрятанные другими игроками. Найденный в тайнике предмет заменяли своим: видеокассета, книга, открытка — любая компактная вещь. Тайники устраивали в местах, интересных географией, историей, культурой.

Квест-румы ориентированы на менеджеров, засидевшихся в офисах.

В эпоху компьютерных игр выделилось целое направление «квест» — приключенческая игра, где участник собирает предметы, обменивается ими с героями и использует собранные вещи для прохождения игры. Из виртуального мира квест перекочевал в реальный. Сначала это были комнатные квесты с предметами и викториной. Игра ориентирована на менеджеров, засидевшихся в офисах. Маленькое приключение позволяло встряхнуться и «перезагрузить» мозг после рабочей недели.

Со временем, квест вышел на улицы города, проник в общественный транспорт, распространился среди автомобилистов. Педагоги усмотрели в нём игровую форму обучения для поколения Z, выросшего на мультимедиа, тестах и компьютерных играх.

Участники квеста развивают навыки общения, находят выходы из трудных ситуаций, повышают эрудицию.

Итак, квест — игра. Сценарий и вопросы придумывает организатор. Тема и декорации игры зависят от цели: познание, преодоление или соревнование. Играют команды или каждый сам за себя. В сложных играх организуют штаб, который удалённо координирует команду и ищет ответы на задания. Способ передвижения: пешком, велосипед, общественный транспорт, автомобиль — оговаривают правила игры. Победителям организатор вручает призы. Квест оказался полезной штукой: игроки развивают навыки общения, находят выходы из трудных ситуаций, повышают эрудицию, а заодно, лучше узнают свой город. Организация игр стала бизнесом. Стоимость участия колеблется от 1 до 5 тыс. рублей за игрока. Сервисные компании вовремя осознали, что организация своей игры — ещё и способ продвижения услуг. Так, появились бесплатные квесты.

Инопланетяне намерены уволить всех уборщиков метро и запретить командовать дежурным по станциям.

22 ноября услышал по радио: в московском метро запустили бесплатный квест. Для участия нужен только смартфон с Wi-Fi. В основе игры — шуточное сообщение, что инопланетяне намерены уволить всех уборщиков метро и запретить командовать дежурным по станциям. Задача игроков: выполняя задания квеста, за 30 дней разгадать смысл сообщения и помешать планам инопланетян. Первым, прошедшим игру до конца, организаторы обещали приз — IPhone7. Стало интересно, что такое метрошный квест. Для эксперимента выбрал Кольцевую линию. Хорошо её знаю и люблю. Раньше часто приходилось по ней ездить: работы, учёбы — все через «кольцо». Кроме того, на замкнутой линии можно крутиться, хоть весь день. Нужно только выбрать направление: по часовой стрелке или против. Спустился в метро на станции «Комсомольская». В кармане — заряженный смартфон и фотоаппарат. Сеть Wi-Fi работает только в вагонах, и узнать задания квеста получится лишь в пути. К платформе подошёл поезд: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция «Курская»». Шагнул в вагон. Хлопнули двери и поезд нырнул в тоннель. Чтобы подключиться к сети, нужно просмотреть рекламный ролик про презервативы в течение 20 секунд. Тем, кто пользуется интернетом в вагонах метро постоянно, есть смысл приобрести платный аккаунт без рекламы. Но все мои знакомые — пользователи метрополитеновского Wi-Fi смотрят рекламу и подключаются к интернет бесплатно. Загрузилась главная страница общественного транспорта Москвы. В подземной сети она по умолчанию — домашняя. Страница пестрила баннерами: квест «Сеть», выиграй IPhone7, первый квест в общественном транспорте Москвы. Перешёл по ссылке и вот она заветная кнопка «Войти в игру».После заставки вышел список из 12 линий: организаторы охватили все ветки метро. Рядом с названием каждой — цифра с числом вопросов: по одному на станцию. Для короткой Каховской заготовлено всего три вопроса. Зато на серой Серпуховско-Тимирязевской линии участникам придётся потрудиться: 25 вопросов. Всего в квесте 201 вопрос. Через слэш показано количество правильных ответов. У меня пока нули.

Пока ехал до «Таганки», сделал скриншоты двенадцати вопросов Кольцевой линии. Когда выходишь из вагона, сеть теряется. А так, задания всегда под рукой.

Что написано на флаге напротив барельефа без указания рода войск?

Станции московского метро имеют одинаковую планировку: широкая платформа-зал в центре и две накопительные по бокам. Из зала переходы ведут на станции других линий и на выход в город. Накопительные платформы рядом с путями для ожидания поезда, посадки и высадки пассажиров. Платформы отделены от зала колоннами и арками. На стенах «Таганки» — барельефы армейской тематики: суровые лица солдат, лётчиков и моряков. Под каждым выбито название рода войск. Первый найденный барельеф с пустой табличкой оказался со стороны боковой платформы. Напротив — пустая стена. Значит, нужно искать дальше — в зале. На станции толкучка: переход на две радиальные лини и выход в город. Прошёл по залу, уворачиваясь от пассажиров, делающих пересадку. Пока рассматривал скульптурные рельефы, поймал себя на мысли, что не замечал их раньше. Второй искомый барельеф обнаружил на стене в центре зала. На нём изображён воин в каске. Табличка пуста. На стене напротив — барельеф «Слава Героям-пехотинцам» и изображение гвардейского знака: звезда и знамя «Гвардия». Первый ответ найден. Со стороны платформы зашумел выходящий из тоннеля поезд. Сел в вагон и подключился к сети. Ввёл в окне «Таганской» ответ. Программа задумалась и название станции из оранжевого стало серым — правильно. Один ответ из двенадцати. На экране появилось поздравление: «Вы выиграли премиум доступ к сети на 7 дней». Правда, воспользоваться им можно только после завершения квеста. Смутило слово «завершение». Ох уж эти отглагольные существительные. Неясно, то ли я получу выигрыш, когда квест закончится, 22 декабря, то ли — после выполнения всех заданий. Завершение можно понимать по-разному.

Какая фамилия указана на двери справа от мозаичного панно в тупике?

После суетной «Таганской», эта станция походила на тихую заводь. С одной стороны зал оканчивается тупиком, отделанным мозаикой: мужчина с голым торсом и женщина с серпом держат герб СССР. С обеих сторон от панно — деревянные двери в технические помещения станции. На правой — табличка: «Ответственный за пожарную безопасность Борщенко Т.Ф.». Вот и второй ответ.

Поезда не было необычно долго. Со стороны тупика станция пустынна: полумрак, тишина. Я почувствовал, что рядом кто-то есть. Обернулся — точно, за спиной стоял мужчина в чёрной кожаной куртке и тёмных брюках. Лица его я не видел, мужчина стоял чуть сбоку и отвернувшись. В правом кулаке он что-то сжимал. Убедившись, что я его заметил, незнакомец разжал кулак и на его ладони звякнули пять крупных серебряных монет. — Монетка, большая или маленькая? — обратился он. Мошеннический трюк с монетами — старая песня. В 2015 году Россию наводнили поддельные старинные монеты. Первыми забили тревогу антикварные лавки и нумизматы. К ним массово поступали подделки, купленные с рук. Как же люди попадаются на эту «удочку»? Рассчитан трюк на жадность и проворачивается быстро, чтобы жертва не успела опомниться. К человеку, который никуда не спешит, подходит мошенник, выдающий себя за сантехника или землекопа, нашедшего клад. Мошенник изображает растерянный вид: не знает, что делать с находкой, куда нести и сколько эти монеты могут стоить. Жертва видит, что перед ней простачок и покупает монеты по 3 или даже 5 тыс. рублей за шутку. Мошенник, разумеется, не продаёт монеты по одной, а хочет сбыть сразу всё коллекцию. Человек, обрадованный «удачным» приобретением, идёт к антиквару. И там его ждёт разочарование: цена муляжа 50-100 рублей. Встречал антикварных жуликов в провинции, но чтобы в столице — такое впервые. Наверное, он видел, как я разглядывал и фотографировал мозаику — принял за туриста. — Так большая или маленькая? — повторил мужчина в кожанке. — Не интересуюсь, — ответил я. — Монеты… — не отставал жулик. Он тряхнул рукой, и в ладони звякнул металл. — Смотри какие! Назойливость мне не понравилась: дал же понять, что он обратился не по адресу. — В монетах я всё равно ничего не смыслю, — отрезал я. — А милиционер должен разбираться. Сейчас его позову. Повернулся и выглянул в зал станции. Поблизости не было ни души. Удачное место выбрал мошенник, мелькнула мысль. И встал удачно: из зала за мной его не видно. Милиционер прохаживался в дальнем конце станции. Махнул рукой, но он меня не заметил — слишком далеко. Повернулся к мужику в кожанке. Его уже не было: исчез, растворился в воздухе. Место открытое, до ближайшей арки метров десять. Это какой же нужно обладать прытью, чтобы убраться за 2-3 секунды, пока я отворачивался. Заглянул в арку — пусто. Чудеса! Мошеннику нужно быть не только артистичным, чтобы разыграть спектакль, но и быстро смыться: уловка с монетами — уголовное наказуемое деяние. Подошёл поезд, открылись двери и на платформе стало людно. Пассажиры потянулись к выходу в город. А я — дальше, к следующему заданию. Пока поезд гремел в тоннеле до «Добрынинской», подключился к сети. Но войти в игру не удалось: программа выдавала ошибку, хотя интернет работал исправно. Промучился с авторизацией весь перегон — не вышло. Хорошо, сделал скриншоты. Решил, сначала найти все ответы, а потом разом их ввести в программу.

Какие два слова написаны напротив барельефа с рыбаком?

На «Добрынинской» барельеф с рыбаком нашёл сразу, как только вышел из вагона. Он расположен в том же месте, что и тупичок «Павелецкой» — третий вагон с хвоста.

Напротив барельефа — подвесной знак со стрелкой «Выход в город» и лестница перехода с Серпуховско-Тимирязевской линии. Над переходом технологическая табличка «Нет прохода».Сфотографировал обе надписи — что-то, да подойдёт. В это время подошёл поезд: красно-чёрные тематические вагоны «100 лет киностудии Горького». Пассажиры с интересом разглядывали кадры из советских чёрно-белых фильмов на боковинах вагона. Попытался снова загрузить страницу игры в сети — неудача, ошибка авторизации. Интернет работает. Сбой самой программы квеста.

Какое слово написано красным слева от средней лестницы перехода на Калужско-Рижскую линию?

На этой станции неприлично простое задание. Взгляд вверх, нашёл указатель на переход. В центре зала три лестницы. У средней — табличка «Держитесь левой стороны». «Левой» выделено красным цветом. Что-то зачастили задания с технологическими надписями. На дорогах России принято правостороннее движение. Почему же в метро для прохода предназначена левая сторона? История началась с эскалаторов. Держаться за поручень удобнее правой рукой. Отсюда правило: стойте справа, проходите слева. Эскалаторное правило распространилось и на переходы, чтобы не путаться. Про этот закон метро спел Булат Окуджава.

Что в руке у человека на неповторяющемся барельефе со стороны первого пути?

Первый путь Кольцевой линии — внутреннее кольцо, направление по часовой стрелке. Как раз по нему я ехал. Осталось выяснить, что же за «неповторяющийся барельеф» такой? Боковые платформы отделены от зала колоннами со скульптурными изображениями в золотых обручах. На каждой — оригинальное изображение. Барельеф со стороны зала повторяет барельеф со стороны накопительной платформы. Только самое последнее изображение не дублировано: в зале в этом месте гладкая стена. А со стороны платформы — девушка со скрипкой и преподаватель. Значит, скрипка.

Подошёл поезд — снова разукрашенный, тематический. На этот раз: «Активный гражданин». Но оформлены оказались только два вагона в середине состава. Остальные — обычная метрошная раскраска вагонов «Русич»: серебристый с синей полосой. На «Активном гражданине» двинулся по кольцу дальше, а между тем всё думал: как найденные ответы связаны с инопланетянами и дежурными по станциям. И не находил ответа.

Какая газета лежит на столе одной из мозаик?

Закончился рабочий день. Народ спустился в подземку, заполонил платформы, переходы и залы метро. На «Киевской» — толпа. Смотрел мозаики на стенах станции, как будто впервые, хотя бывал на «Киевской» раньше. Пока любовался мозаичными панно, в толпе отдавили ноги. В следующий раз, если соберусь проходить квест, буду выбирать время, когда народу поменьше. На одной из мозаик изображён кружок. Собрались Чернышевский, Некрасов, Добролюбов и Шевченко — революционеры, соратники в борьбе против царизма. На столике — газета «Колоколъ».

Любопытно, нужно ли вводить в поле для ответа старорежимную фонему «еръ» в конце слова? Ведь «Колокол» выпускался ещё при царе Александре II. Ежемесячную газету без цензуры под редакцией Герцена печатали в Лондоне и нелегально переправляли в Россию. Издание выходило на тонких листах, чтобы его было проще тайно провозить через таможню. Газета была запрещена в России. На мозаике запечатлено правонарушение IXX века: хранение запрещённых изданий. Сейчас мы тоже сталкиваемся с запретами, наложенными на информационные источники по решению суда. Но запрет электронных изданий обойти проще, чем печатных: это не газету в подкладке чемодана провезти.

Какая единственная надпись есть на одном из флагов на барельефах станции?

К седьмому задания квеста от постоянного поиска, вглядывания в барельефы, таблички и мозаики, внимание обострилось. Стал замечать, чего раньше не видел. Красный кружок на полу в центре станции — подсказка для фотографа. Им обозначено место с лучшим ракурсом для съёмки.На каждом барельефе станции — флаг. А нужно найти флаг с надписью. Внимательно изучил все барельефы. Это дало результат: на одном из флагов нашлась надпись «Вся власть советам» — седьмой ответ.

Что на голове у человека без волос?

Что имели в виду организаторы квеста? Я искренне надеялся, что лысого человека, иначе это уже викторина. Мозаики «Белорусской» размещены на потолке, а он высокий. Шёл по станции задрав голову. Благо, было немноголюдно. К фотографу в метро относятся спокойно. Люди словно не замечают человека с фотоаппаратом: подумаешь, ещё один турист восхищается красотой московского метро и фотографирует всё подряд. В отличие от железной дроги, снимать в метро можно без особого разрешения: охрана и милиция не трогают. А вот если потребуется профессиональная съёмка со штативом, спросят письменное разрешение от службы метрополитена. Лысого человека удалось обнаружить не с первого раза. Прошёл повторно и внимательно разглядел потолочные мозаики. Стоп! Вот он! Человек ловко спрятался в массовке. А на его загорелой голове — очки. Это и есть ответ.

Кто расположен напротив пианиста?

Стены станции украшают витражи из цветного стекла. Когда ещё будешь так внимательно разглядывать украшения метро, как не в игре. Нашёл пианиста. А кто напротив? Ага, художник. Записал ответ и двинулся дальше по кольцу. Между тем вагоны наполнились офисными служащими, спешащими с работы домой. В салоне стало тесно, и я едва смог выбраться из вагона на «Проспекте Мира».

Какой предмет держит в руках человек на барельефе между девушкой с лейкой и девушкой с кашпо?

Исходя из вопроса, к поиску нужно подходить последовательно. Сначала найти девушку с лейкой и «плясать» от неё. Но на барельефе есть и девушка, и лейка, и кашпо. Осмотрелся вокруг, кто соседи? Нашлась девушка с кашпо и деревом. А между двумя красавицами — бородач при золотом галстуке с микроскопом в руке. По заданию нужно название предмета, значит — микроскоп.

Тема ботаники на барельефах «Проспекта Мира» неслучайна. На поверхности, по соседству с вестибюлем метро расположен ботанический сад МГУ — Аптекарский огород. Старейший сад Москвы, заложенный Петром I, просуществовал до наших дней и продолжает цвести. Уютное место в центре Москвы для прогулок и размышлений. А вы бывали в Аптекарском огороде?

Какие слова встречаются на потолочных и околопотолочных мозаиках? Ответ вводи как три слова через пробел в алфавитном порядке с большой буквы (например, Иванов Грация, ФРГ)

Задание «Комсомольской» оказалось самым сложным из всех. Да и станция крупная: широкий зал, в центре четыре эскалатора на пересадку, две накопительные платформы. С одного конца станции — выход на Комсомольскую площадь к трём вокзалам. С другой — тупик с бюстом Ленина на постаменте. На потолочной мозаике заметил мавзолей с надписью «Ленин». Ещё одна надпись на мозаике — Ордене Великой Отечественной войны: «Победа». А с третьим словом никак не складывалось. Обошёл станцию трижды, внимательно разглядел все мозаики — ничего. Дежурные милиционеры уже стали подозрительно коситься.

Из города на станцию спустилась рота солдат. Лейтенанты командами согнали солдат в шеренгу по всей длине платформы, чтобы уехать на одном поезде. Подошёл состав, вышли пассажиры и солдаты повалили в вагоны. Командиры подгоняли их матом и держали двери, чтобы поезд не уехал. Машинист возмутился задержке по громкой связи. Посадка закончилась, хлопнули двери и, позеленевший от армейских бушлатов поезд, скрылся в тоннеле. Третьей надписи так и не нашёл. Придётся что-то придумывать.

Что расположено посередине металлической звезды на стене в начале первого пути?

Первый путь — по нему я ехал. В начале платформы на стене за путями нашёл металлический щит. На нём звезда, а в центре — крохотный, едва заметный со станции серп. Если не знать про него — в жизни не заметишь. Ради интереса рассмотрел звёзды на других таких же щитах станции. Серп только на одной звезде.

Что обозначает этот крохотный серп и почему он единственный? У метро свои загадки. Может быть, любознательные участники квеста найдут ответ на этот вопрос.

Уже на Сокольнической ветке подключился к сети метро, чтобы вбить ответы в программу. Вагоны на линии «номерные», старые, но интернет работает лучше, чем в «Русиче». Парадокс. Постепенно, по мере введения ответов, названия станций тускнели, обозначая пройденный этап. А цифра за слэшем приближалась к двенадцати. Не подошли ответы только двух станций: «Добрынинской» и «Комсомольской».

Оставалась «Комсомольская». Два слова у меня были и нужно было подобрать третье с десяти попыток. Что может быть написано на мозаике «Комсомольской», думал я. Перечитал вопрос и только теперь обратил внимание на подсказку: «Иванов Грация, ФРГ». У меня были: Ленин Победа… фамилия, существительное. Оставалось название страны: ФРГ, ФРГ. «Ну конечно, — осенило меня. — СССР! Название страны — СССР». Вбил последовательно все три ответа. Программа на секунду задумалась и «Комсомольская» из оранжевой стала серой. Угадал.

Одиннадцать заданий за полтора часа. Рядом с названием «Кольцевая» в игре высветилось: «12/11». Все этапы, кроме «Добрынинской» — пройдены. Задания показались простыми: на наблюдательность и расторопность. Конечно, лучше играть, когда людей в метро меньше. Я попал в час пик и пришлось потолкаться. Станции Кольцевой линии имеют переходы на радиальные ветки и расположены в оживлённых частях города. Толкучка мешает. Задумка сделать бесплатный квест в московской подземке понравилась. Давно замечаю, что москвичи воспринимают метро, как скучную, повседневную часть жизни. Пассажиры смотрят в экраны смартфонов или под ноги и не видят красоты станций, мозаичных панно, витражей, барельефов на стенах. Игра заставляет оглянуться по сторонам, поднять голову, заметить произведения архитектуры подземки. Побывать на тех станция, где никогда раньше не был. Да и азарт игры затягивает. Мне всё никак не даёт покоя ненайденный ответ «Добрынинской»: будет повод выйти на этой станции, когда в следующий раз поезду по «кольцу». Может быть, этого ответа как раз недостаёт, чтобы помешать замыслу инопланетян. Пробуйте новое, экспериментируйте, познавайте. Жмите репост и делитесь в друзьями.