Комфорт электрички

В России электрички бывают трёх классов. Но не всегда удобство определяется ценой билета и классом вагона

На электричках едут люди различных социальных классов и благосостояния: бизнесмены, пенсионеры, «офисный планктон», дачники, студенты. У каждого свои предпочтения по комфорту. Кому-то требуется удобное кресло с подлокотниками, кондиционер в салоне, Wi-Fi, электрическая розетка для ноутбука. А кто-то и стоя в тамбуре нормально доедет. Различные потребности в комфорте перекрываются тремя классами электричек.

Самая доступная и востребованная электричка. Пассажиры III класса: рабочие, льготники, студенты, «офисный планктон», дачники, грибники, туристы и путешественники с ограниченным бюджетом. Это поезда 6000-х номеров (поезду назначается номер в диапазоне от 6001 до 6998). Когда III класс идёт экспрессом, ему назначают номер от 851 до 898. В вагоне 110 сидячих мест. Обстановка спартанская. Спинки сидений делят салон на отсеки по шесть мест, где пассажиры размещаются друг напротив друга. Вагон электрички на 40 сантиметров шире пассажирского. Увеличенный габарит позволяет разместить дополнительное место в ряду: конфигурация 3+3. Места не нумерованы: кто успел, тот и сел. Работает и обратное правило — «закон тульской электрички»: попа встала — место пропало. Кому места не хватило, едет стоя в проходе между рядов. К спинкам сидений привинчены ручки, за которые держатся. Заполняются и тамбура. Зимой они не отапливаются, и в стужу стоящие в тамбуре открывают двери в салон, чтобы не замёрзнуть.

Жёсткость Простейший вариант — жёсткие сиденья: деревянные рейки, фанера или пластик. Установлены в старых вагонах или там, где требуется антивандальное исполнение. Дольше двух часов высидеть на «жёстком» бывает нелегко. Приходится подкладывать одежду или туристический коврик. Мастерицы шьют складные подушки под попу, которые легко помещаются в дамской сумочке.

Полумягкие сиденья комфортны и удобны в дальних путешествиях. Поролон, обтянутый кожзамом — сидеть мягко. Иногда обивка из велюра.

Сиденья с подголовниками считаются безопасными. При резкой остановке поезда они спасут сидящих пассажиров от травмы шеи.

Туалет
В электричке туалетные кабины расположены в головном и хвостовом вагонах. Чаще встречается туалет открытого типа со сливом на рельсы. При проезде санитарных зон и в городах, двери туалетных кабин запирают. Вакуумный биотуалет работает на протяжении всей поездки, но требует регулярного обслуживания. Если запустить, по вагону распространяется неприятный запах. Поскольку туалет рядом с кабиной управления, часто машинисты жалуются на запах, доносящийся до рабочего места. Склоки из-за мест В дальних электричках пассажиры занимают места «своим», садящимся на следующих остановках. Из-за этого среди пассажиров возникают склоки. Мощный накал страстей в утренней электричке Петушки — Москва. На станции Орехово — Зуево подсаживается много людей. Вагоны полупустые, но свободные сиденья заняты сумками и пакетами. Петушковцы держат места для знакомых и коллег, садящихся позже: во Фрязево, Электроуглях, Железнодорожном. Стоящие пассажиры недовольны таким раскладом. Доходит и до драки. Вдоль вагона над сиденьями — багажные полки. Некоторые пассажиры ленятся убирать багаж наверх и ставят на сиденье, занимая место. На лавке становится тесно и возникают споры. Полумягкие сиденья рижских электропоездов «ЭР2» были разделены пластиковым вставками на три сегмента. При ремонте, сиденья обтягивают сплошным куском кожзама, без разграничения. В современных «ЭД4М» раздельные сиденья на общем каркасе и споров, кто сколько места занимает — не возникает. Отдых Ширина сиденья в 1 метр 35 сантиметров позволяет разместиться на нём лёжа, поджав ноги. В ранних и поздних электричках пассажиры этим пользуются. Обувь снимают и аккуратно ставят рядом с сиденьем. Ещё один вариант «принять горизонталь» в III классе — ногами на противоположное сиденье. Но это считается дурным тоном. И совсем экзотика — забраться на багажную полку. К счастью, встречается крайне редко. Интернет Перевозчики оснащают пригородные поезда бесплатным Wi-Fi. В Татарстане Пригородная пассажирская компания «Содружество» включила интернет в пяти составах. Москва не отстаёт. Центральная пригородная пассажирская компания запустила пилотный проект — тестирует систему. Интернет уже работает в некоторых электричках на Белорусском, Савеловском, Рижском, Курском и Киевском направлениях. Тариф Несмотря на недостатки, III класс в России считается базовым. Доступный тариф: в среднем, поездка обходится в 2 рубля за километр пути. Стоимость проезда и льготы в III классе определяют региональные власти. Рельсовые автобусы На линиях с небольшим пассажиропотоком и редким движением курсируют рельсовые автобусы (РА). Они строятся на базе метровагонов «Яуза» и уже вагона электрички. Сиденья в ряду скомпонованы по схеме 3+2. Обивка из велюра. В интерьере РА крохотный подоконный столик с углублением для стакана. Как бы намёк, как скоротать время в пути. Потолок низкий и багажная полка маловата: туристический рюкзак на неё не помещается. Благо, для багажа достаточно места под сиденьем.Двигатель под полом, при разгоне в салоне бывает шумно. Выхлоп выведен на крышу поезда, и запаха дизеля не ощущается.В «РА1» нет туалета, но у вокзалов автобус стоит по 5 минут, чтобы пассажиры успели воспользоваться станционным отхожим местом. В «РА2» в головном и хвостовом вагонах биотуалеты с рукомойником, зеркалом и лампочками свободно/занято. Вагоны пригородных поездов Пригородный поезд — пассажирские вагоны на электровозной или тепловозной тяге. Каждый вагон обслуживается проводником. Когда проводников не хватает, вагоны сцепляют рабочими тамбурами друг к другу, и один проводник работает на два вагона. В вагоне две туалетные кабины: по одной у каждого тамбура. Напротив купе проводника — титан. Если вам понадобится кипяток, предупредите проводника заранее. Он включит нагреватель, и за 15-20 минут хода поезда вода нагреется. Электричество для нагревателя вырабатывает генератор вагона в движении. На электрифицированных линиях нагреватель питается от сети электровоза. В исключительных случаях титан топят углём, торфяными брикетами или деревянными чурками. Общий вагон — деревянные лавки 3+2 или плацкарт без белья 3+1. Встречаются и экзотические компоновки: поперечные трёхместные сиденья и продольная лавка вдоль борта.

Сидячий вагон — откидывающиеся «самолётные» кресла с подлокотниками и подголовниками расположены друг за другом по схеме 2+2. Перед каждым креслом — откидной столик. Широкий проход между рядами, крепкие багажные полки. На мой взгляд, самый удобный вагон на пригороде. Можно заварить чай кипятком из титана, разложить столик и перекусить. А можно откинуть спинку кресла и завалиться спать. Удобно писать заметки или печатать на клавиатуре. Всё это по цене обычного билета на электричку. Такой же вагон в составе пассажирского поезда считается уже II классом.

Рабочие поезда Эти поезда можно условно отнести к III классу, хотя они не предназначены для перевозки пассажиров: только рабочие бригады и железнодорожники. В плане комфорта — то же самое. Разница в том, что вагоны убирает локомотивная бригада или сами путейцы. И не всегда полы, сиденья и окна сияют чистотой. Впечатление такое, что не моют годами. Чтобы хоть как-то поддерживать чистоту в вагоне, машинисты привязывают полиэтиленовые пакеты для мусора к ручкам сидений. Это экспрессы. Они бывают «ближние» и «дальние». «Ближние» — региональные экспрессы, «Спутники», «Аэроэкспрессы» и иногда, межобластные поезда. Идут под номерами от 7001 до 7198. «Дальние» — межобластные экспрессы с номерами от 801 до 848. Пассажиры II класса: офисные служащие, туристы и путешественники, «межгород». Билеты на экспрессы продаются в специальных кассах, либо в кассах дальнего следования, либо через интернет. Для оформления требуется паспорт или права. Билеты с местами, и перевозчик гарантирует комфорт. Иногда в состав экспресса включают вагон без мест. Билет в него продаётся в автомате. В этом случае паспорт не требуется. Стоимость на 5-10% меньше стоимости билета на экспресс. Места распределяются по принципу: кто успел, тот и сел. Остальные едут стоя. II класс предлагает разместиться в удобных креслах, расположенных по схеме 3+2 или 2+2. Регулируемые спинки кресел, откидные столики, кондиционер. Единожды за рейс по составу проходит официант с тележкой и предлагает горячие и холодные напитки, выпечку, сувениры. Проводник в каждом вагоне. Биотуалеты в головном и хвостовом вагонах работают на протяжении всей поездки. В салоне «Аэроэкспресса» дополнительно устанавливают стеллажи для чемоданов. Кресла компонуют друг за другом, чтобы избавить от созерцания лиц других пассажиров — считается дополнительным комфортом. Да и откидной столик на спинке предыдущего кресла бывает кстати.

Иногда, в составе обычной электрички организуют вагон II класса или вагон повышенной комфортности. Проезд в нём стоит дороже, но пассажир с билетом III класса может доплатить на месте и «повысить комфортность». В салоне мягкие кресла в конфигурации 2+2, столики, шторки на окнах, кулер с водой, телевизор. Кресла расположены реже, чем обычно — много места для ног.

На Свердловской железной дороге обнаружил настоящий «коммунизм»: головные и хвостовые вагоны II класса по цене стандартного билета, без всяких доплат. Остальные вагоны в составе — обычный III класс. Думаете вся электричка едет в плюшевых креслах? Как бы не так! Люди распределяются по составу равномерно. Жёсткие деревянные лавки народу привычней бордового плюша.

Чтобы не смущать пассажиров излишним комфортом, электродепо демонтирует из «коммунистических» вагонов мягкие кресла и столики, а вместо них ставит деревянные лавки. Правда, увеличенное расстояние между рядами сохраняют. Это удобно — не упираешься в коленки соседа напротив.

Ещё один известный мне случай «национализации» II класса — поезда «Ласточка» на Северо–Кавказской железной дороге. Перед Олимпиадой в Сочи–2014 все электропоезда, курсирующие на участках Туапсе — Адлер, Адлер — Роза Хутор, Адлер — Аэропорт, были заменены на новые составы II класса «ЭС1». Стоимость проезда по этим маршрутам возросла вдвое. Чтобы не опозориться перед гостями Олимпиады, III класс убрали вовсе. После окончания Олимпиады местные жители пожаловались властям на высокие тарифы и потребовали вернуть III класс. Технически это оказалось невозможно. Власти снизили тарифы на «Ласточках» до стоимости проезда в обычной электричке. Первый класс размещается в отгороженной части вагона, занимает целый вагон или даже несколько вагонов в составе экспресса. Пассажиры I класса: бизнесмены, знаменитости, любители комфорта и гедонисты. Широкие и мягкие кресла с регулировками в конфигурации 2+2, столики, электрические розетки, Wi-Fi, телевизор с трансляцией фильмов, кондиционер, ковры на полу, гардероб и буфет. В вагоне работает проводник и стюард. Хотя I класс — это общественный транспорт, по комфорту он конкурирует с автомобилем.

В России IV класса не существует. Однако, он встречается в мировой практике железнодорожных перевозок. Французский лоукостер Izy, работающий на линии Париж — Брюссель, продаёт стоячие места в своих экспрессах и называет услугу: проезд с негарантированным местом.

Перевозчик предупреждает: возможно, придётся ехать стоя. И не рекомендует пользоваться IV классом людям со слабым здоровьем, пассажирам с детьми, беременным женщинам. Правда, если после отправления экспресса в вагоне останутся свободные места, пассажирам экономкласса повезло: проводник предложит их занять. Дешёвые билеты пользуются спросом: люди готовы ехать стоя, чтобы сэкономить. К тому же в непопулярное время есть шанс путешествовать вторым или третьим классом по цене четвёртого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поезд Орлан