Автор проекта #НАЭЛЕКТРИЧКАХ

Столичный блоггер, писатель, журналист. Я путешествую, наблюдаю за жизнью и вижу много любопытного вокруг: события, люди, города, железная дорога. Мне это бесконечно интересно. В путешествии стараюсь как можно больше увидеть, изучить, узнать и рассказать об этом здесь, на проекте #НАЭЛЕКТРИЧКАХ. Все люди находятся приблизительно в одинаковых условиях: мы живём на одной планете и никто не сообщил, что нужно делать.

Человек вынужден сам находить себе занятие. Разумеется, лучше, чтобы дела были по душе. Я точно знаю, что мне нравится: путешествия и железная дорога. Нравится пунктуальность поезда, жужжащий звук набирающей ход электрички, когда поезд разгоняется и перестук колёс сливается в единую железнодорожную симфонию. Люблю беседовать с попутчиками, смотреть на проносящиеся за окном полустанки. Нравится быть в пути, посещать новые места, общаться с людьми. Именно поэтому я путешествую по железной дороге и пишу об этом.

О проекте

Что можно увидеть из окна пригородного поезда? Лес, поле, станции, дачные посёлки… Однако, путешествуя на электричках, можно увидеть целую страну. Познакомиться с её историей, особенностями и обычаями. Узнать, как живут люди, где и кем работают, чем интересуются, какие у них радости и заботы.

Именные электрички

На флоте традиция называть суда и корабли именами известных людей блюдётся издавна и до наших дней. Паровоз, как известно, последователь парохода. Но на железной дороге традиция не прижилась. Железнодорожники полюбили буквенно-цифровые индексы: «П36», «ЭР2», «ЭС1» — коротко и по делу. Однако, бывают исключения. Бегают по стальным магистралям России именные электрички вроде той, на которой мне довелось ехать.

Ночная электричка

Меня часто спрашивают, не скучно ли путешествовать без компании? Обычно, я отвечаю, что не скучно. Ведь вокруг много людей, пассажиров, прохожих, местных жителей, с которыми можно завести разговор, узнать что-нибудь интересное. Или наоборот, рассказать свою историю. Но у одиночных путешествий есть своя особенность. Она связана с самим одиночеством. Вернее, с балансом между общением с другими людьми и временем, проведённым с самим собой в наблюдениях, мыслях, планах.

Иногда, общения бывает так много, что хочется сказать: «Так, стоп! Из-за разговоров я не вижу, что происходит вокруг. Не чувствую места и города». Тогда требуется одиночество. И я его нахожу. А иногда, оно само находит меня. Неважно, как это происходит: опоздание на последнюю электричку, палаточная ночёвка на речке вдали от людей или поездка в абсолютно пустом поезде. И как-то понимаю или догадываюсь, что такие моменты важны, и стараюсь их ценить.

Москва — Владивосток на электричках

По возвращении из путешествия я обнаружил, что материала в блоге набралось на книгу, нужно лишь придать записям структуру и оформить в виде путевых заметок. На основе хроники я написал трэвелог, а издательство Альпина Паблишер выпустило печатную книгу

Забайкальская железная дорога

У меня появился запас времени, чтобы разобраться. Маневровый тепловоз притащил к перрону пассажирский вагон. Подошел электровоз и прицепился к вагону. Объявили посадку на пригородный поезд, и немногочисленные пассажиры лениво потянулись к вагону с разных концов станции.

Золотое кольцо Москвы

Открывал Кольцо начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов. При чём здесь метро? А вот при чём. Проект строительства Кольца поделили на троих: Правительство Москвы, Московский метрополитен и Российские железные дороги. Москва проявила интерес к кольцу, как к новому типу городского транспорта «Городская электричка». До сих пор о таком виде транспорта Москва не знала, хотя он успешно существует в других российских городах, например, в Екатеринбурге и Волгограде.

Российские железные дороги организовали техническую часть проекта: пути, платформы, электрификация кольца, подвижный состав, персонал. На кольце ходят поезда ЭС2Г, больше известные, как «Ласточка». Этот тип городского электропоезда производится немецким концерном Siemens AG. Окончательная сборка вагонов в России на заводе «Уральские локомотивы». Базируются «Ласточки» Кольца в моторвагонном депо «Подмосковное» близ станции Красный Балтиец Рижского направления. Поезд состоит из пяти вагонов. Два поезда могут сцепляться в единый состав и получается десятивагонная электричка. Изначально думали укомплектовать МЦК электричками «ЭД4М-500» производства Демиховского вагоностроительного завода. Но Мэру Москвы Сергею Собянину уж очень приглянулись немецкие поезда: тихий уютный салон, удобные сиденья, климатическая установка, поддерживающая комфортную температуру воздуха в салоне при любой погоде. В итоге для Московского центрального кольца закупили поезда Siemens.

Маяковский в Пушкино

В ночь на 20 июля 1997 года на центральный пульт пожарной охраны города Пушкино поступило сообщение о пожаре на Акуловой горе. В огне пропал дом-дача Владимира Маяковского.В наши дни нашлись энтузиасты, которые сумели восстановить музей и придать ему смысл. Теперь каждый может посетить музей-дачу на Акуловой горе.

Это метафора, настоящее приключение. Вы сначала ошарашены увиденным, как и от стихов Владимира Маяковского: что за хрень? Потом постигаете суть. А потом, либо вас накроет восхищение, либо вы никогда больше сюда не вернётесь.

По следам Паустовского в Тарусу

Бронзовая Белла Ахмадулина на изгибе Оки. Несмотря на то что несколько дней морозило очень хорошо, по центру река ещё не замёрзла. Когда Ока встанет, на берегу установят оранжевый щит, обозначающий открытие ледовой переправы. По льду можно будет перейти на другой берег в усадьбу Поленово.

Люди на рельсах

Из-за леса послышался длинный гудок. Потом ещё. Показалась красная светоотражающая полоса головы поезда. Локомотив мчался на большой скорости, раскачиваясь и стуча колёсами. У станции он сбавил ход и круто осадил у самой платформы. За новеньким сверкающим тепловозом был единственный плацкартный вагон. Грохнула дверь рабочего тамбура, со скрипом опустилась ступенька. Из вагона стали торопливо спускаться люди. Вышедшие стразу же отходили в сторону, освобождая место для посадки. Дачники с поклажей, хватаясь за поручни, карабкались наверх по крутым ступеням вагона. Посадка шла очень медленно. Вскоре я понял причину задержки: вагон был забит до отказа. Внутри везде, где только можно, сидели и стояли люди. На посадке прессовались в тамбуре. Машинист торопил, гудя тифоном.

Я забрался в тамбур одним из последних. Удалось убрать подножку и захлопнуть дверь тамбура. Так что я оказался у самой двери. Можно было прислониться к ней и смотреть в окно. Машинист дал очередной гудок, поезд рванул и быстро набрал скорость. Через несколько секунд колёса вагона уже отбивали чечётку на стыках и стрелках.

Железная дорога тянулась по берегу пруда, а когда мы въехали в черту города, нырнула в промзоны и запетляла, завилась среди заводов и фабрик. На станции Заводская сошло полвагона. В тамбуре стало просторней. Сюда даже смог пробиться контролёр и продать билеты. Неожиданно хлынул ливень. Да такой сильный, что за сплошной стеной дождя ничего не было видно. Только струи воды и величественные силуэты цехов мелькали за запотевшим стеклом. Разогнавшись и непрерывно гудя, локомотив мчался сквозь бурю, минуя переезды, стрелки и семафоры. Машинист торопился прибыть на вокзал Ижевска по графику…


Отрывок из книги «Москва – Владивосток на электричках»

ЖД кран

Только за полночь захлопнул крышку ноутбука, с облегчением потянулся — на сегодня работа закончена. Распахнул окно, и в комнату рванул колючий морозный воздух, увлекая с собой искрящиеся снежинки. Вечером в городе гостил снегопад. Низкие грозовые облака заслонили небо, вывалили на землю миллионы пушистых снежинок. Снегопад побушевал, заметелил улицы, покрыл снежными шапками крыши домов и ушёл на восток.

Теперь небо было ясным, на тёмном фоне космической бездны сияли звёзды. В городе переливались сотни разноцветных огней: красный, жёлтый, синий, зелёный. А ведь обычно, кроме бледно-оранжевого света уличных фонарей, да редких горящих окон ночью ничего и не разглядеть. А тут световое представление. Потёр глаза — разноцветные огни не исчезли, пуще засияли, тлели и переливались, как угли в догорающей печи.

Думпкар

По-простому — самосвал. В кузове думпкара поместилось шестьдесят тонн песка. Вагон разгружается самостоятельно: кузов опрокидывает пневматическая система. Требуется много сжатого воздуха, чтобы поднять и перевернуть такой груз — вон какие резервуары-цилиндры под кузовом. Вагон-великан, он грубоват, но крепко сбит и хорошо слажен. Иначе с тяжёлым трудом не справится.

Билет Мёбиуса

Это бесконечность и шутки с ней плохи. Фантаст Армин Дейч в рассказе «Лист Мёбиуса» описал последствия этого эффекта. В спутанном клубке линий нью-йоркского метро, похожем на огромную ленту Мёбиуса, пропадает поезд с пассажирами. Попав на плоскость бесконечной длины, он растворяется во времени и пространстве. Состав появляется то здесь, то там, пугая машинистов и пассажиров лязгом вагонов. А был ли на самом деле поезд?

Запасное столетие Транссиба

Советскому правительству в 1924 году удалось наладить дипломатические отношения с Китаем и маньчжурский участок железной дороги стал совместным советско-китайским предприятием. Однако, в 1929 году китайские войска захватили телеграф дороги и выдворили всех советских служащих «железки». После серии успешных операций РККА против китайской армии, Китай был вынужден восстановить дипотношения с Советской Россией, подписав Харбинский протокол. Через два год после подписания протокола, Маньчжурия была захвачена японскими войсками и на её территории провозглашено государство Маньчжоу-Го. Советы быстро наладили дипотношения с новым государством и продали ему железную дорогу. Что не помешало им, однако, уничтожить Маньчжоу-Го в 1945 году и вернуть дорогу под свой контроль.

Окончательно, судьба Маньчжурской железной дороги решилась в 1952 году: она была безвозмездно передана коммунистическому правительству Китая. От Читы до Владивостока у Транссиба осталась единственная трасса – та самая, запасная: вдоль Амура через Хабаровск. В таком виде железнодорожная магистраль существует до сих пор. По этому участку я проехал в 2015 году во время путешествия по Транссибу. Столетие окончания строительства амурского участка и празднуют сегодня, 5 октября 2016 года.

Медиа

Вам случалось опаздывать на последнюю электричку, затеряться в бесконечной российской ночи, чувствовать остроту одиночества в ней? Об одиночестве, надежде и взаимопомощи рассуждает Сергий Круглов — поэт, эссеист, лауреат литературной премии «Андрея Белого».
Это стихотворение четырнадцать лет назад написал русский поэт Денис Новиков, поэт трагической судьбы, ушедший из жизни молодым.Когда кричит ночная электричка, Я не могу волнения сдержать. И я кричу: умолкни, истеричка, И умоляю дальше продолжать. Никто из наших, русских и почти что, Не может не почувствовать укол, Когда кричит ночная электричка, Быть мужиком, не спрашивать, по ком.

Чувство дороги, странничества, безбытности под небом – так знакомо нам на Руси….

Полувагон

Он так называется. Хотя, никакой половины на самом деле нет. Так повелось на «железке»: крытый вагон называть «вагоном», а с бортами, но без крыши — «полувагоном». Наиудобнеший вагон в плане погрузки — разгрузки. Крыши нет — можно грузить с «горкой». Разгрузка ещё проще: открыл люки в днище, и груз сваливается рядом с вагоном — удобно. Вот только груз не защищён. И поэтому должен быть неприхотливым. Не боятся ни дождя, ни сквозняка, ни пыли. Если найдётся такой — грузи в полувагон ворохом!

Москва — Владивосток

Книга «На электричках. Путешествие из Владивостока в Москву»

Вернувшись из путешествия я обнаружил, что материала в блоге набирается на книгу.
На основе хроники я написал трэвелог, а издательство Альпина Паблишер выпустило печатную книгу